В течение долгих месяцев Кел'Тузед и Культ Проклятых готовились нанести удар, и вот настал тот день, когда они наконец начали атаку, распространив заболевание по землям Лордерона. Утер со своими товарищами паладинами исследовал зараженные области в надежде отыскать способ как-то остановить загадочную болезнь. Но, несмотря на все их усилия, заболевание продолжало распространяться и грозило нанести Альянсу сокрушительное поражение.
Как только отряды зомби появились на территории Лордерона, единственный сын Теренаса, Принц Артэс (Prince Arthas), возглавил борьбу против Плети. Артэсу удалось убить Кел'Тузеда, но это ничего не изменило – ряды зомби увеличивались с каждым солдатом, погибшим при защите своей земли. Артэс, подавленный и озадаченный врагом, которого, казалось, невозможно было остановить, предпринимал все более и более крайние меры, чтобы разгромить противника. Наконец друзья предупредили Артэса, что он начинает терять свой человеческий облик.
Но упорство и страх Артэса привели его к окончательной гибели. Он обнаружил, что источник загадочной болезни находится в Нортренде, и решил раз и навсегда покончить с этой угрозой. Но вместо этого Принц Артэс в конце концов пал жертвой невероятной силы Короля Мертвых. Веря в то, что это спасет его народ, Артэс поднял проклятый рунный клинок, Фростморн (Frostmourne). Меч на самом деле наделил его огромной силой, но в замен украл его душу и превратил Артэса в величайшего среди рыцарей смерти Короля Мертвых. Лишившись души и здравого смысла, Артэс повел Плеть против своего собственного королевства. Находясь под властью Короля Мертвых, Артэс в конце концов убил собственного отца, Короля Теренаса, и разгромил Лордерон.
Хоть Артэс и нанес сокрушительное поражение своему народу, который теперь стал для него врагом, дух Кел'Тузеда часто посещал его. Этот призрак сказал Артэсу, что он (Кел'Тузед) должен быть воскрешен, потому что это нужно для выполнения следующей части плана Короля Мертвых. А для того, чтобы воскресить его, Артэс должен был перенести останки Кел'Тузеда к волшебному Солнечному Колодцу (Sunwell), спрятанному на земле вечного королевства высших эльфов Квель'Таласа.
Артэс и его Плеть напали на Квель'Талас и осадили его. Оборона эльфов становилась все слабее. Сильванас Виндраннер (Sylvanas Windrunner), генерал Совета Серебряной Луны, возглавила отважную борьбу, но несмотря ни на что Артэс уничтожил армию высших эльфов и пробился к Солнечному Колодцу. Осознавая свое превосходство Артэс безжалостно превратил поверженную Сильванас в привидение, обреченное вечно служить завоевателю Квель'Таласа.
Наконец Артэс погрузил останки Кел'Тузеда в святые воды Солнечного Колодца. Волшебные воды Вечности были осквернены этим поступком, но Кел'Тузед все-таки был воскрешен и стал сильным магом-личем. Возродившись еще более могущественным существом, Кел'Тузед рассказал о следующем этапе плана Короля Мертвых. К тому моменту, когда Артэс со своей армией мертвецов повернули на юг, в Квель'таласе в живых не осталось ни одного эльфа. Славная родина эльфов, просуществовавшая более девяти тысяч лет, умерла.
После того, как был воскрешен Кел'Тузед, Артэс повел Плеть на юг, к Даларану. Там лич должен был завладеть мощной книгой заклинаний Медива, и с ее помощью вернуть Архимонда (Archimonde) обратно в мир. И с того началось бы окончательное вторжение Легиона во главе с Архимондом. Даже волшебникам Кирин Тора не удалось остановить воинов Артэса и книга Медива скоро оказалась в руках у врага. Теперь у Кел'Тузеда было все необходимое, чтобы совершить обряд. Через десять тысяч лет в мире Азерота вновь появился могущественный демон Архимонд со своими полчищами. Но не Даларан был тем местом, куда они стремились. Следуя приказам Кил'джадэна, Архимонд и его демоны вслед за Плетью направились к Калимдору, намереваясь разрушить Нордрассил (Nordrassil), Мировое Древо.
Посреди этого хаоса, появился таинственный одинокий пророк, желающий помочь смертным расам и направить их. Этот пророк оказался не кем иным, как Медивом, Последним Хранителем, чудесным образом возвращенным к жизни, чтобы искупить свои прошлые грехи. Медив рассказал Орде и Альянсу об опасности, которая им угрожала, и убеждал их объединиться. Но за прошедшие столетия взаимная ненависть слишком глубоко укоренилась в сердцах людей и орков, поэтому они не могли согласиться на это. Тогда Медив, используя дар пророчества и хитрость, был вынужден вести через моря к легендарному Калимдору каждую расу по отдельности. Вскоре орки и люди столкнулись с древней таинственной цивилизацией Калдореев.
Идя по Степям Калимдора, орки во главе с Тралом столкнулись с некоторыми препятствиями. Хотя они и помогали Кэйрну Кровавому Рогу (Cairne Bloodhoof) и его могущественным воинам тауренам, многие орки снова начали чувствовать проклятую жажду крови, много лет назад рожденную в них демонами. Величайший из соратников Тралла, Гром Хеллскрим, даже предал Орду, поддавшись своим инстинктам. Пробираясь через Ашенвальдский Лес, Хеллскрим и его верные воины клана Боевой Песни столкнулись с древними Стражами ночных эльфов. Уверенный в том, что орков вновь охватил воинственный дух, полубог Ценариус выступил, чтобы изгнать Хеллскрима и его клан. Но разъяренные и переполненные дикой ненавистью орки во главе с Хеллскримом убили Ценариуса и осквернили древние леса. Потом Хеллскрим искупил свою вину тем, что помог Траллу нанести поражение Маннороху, повелителю демонов, который первым отравил орков своей кровью и напитал их злобой и яростью. Со смертью Маннороха эти злые чары были окончательно разрушены.
Пока Медив убеждал орков и людей объединиться, ночные эльфы боролись с Легионом своими собственными таинственными способами. Тирэнд Виспервинд (Tyrande Whisperwind), бессмертная Высшая Жрица Стражей ночных эльфов, яростно сражалась, защищая леса Ашенваля от нашествия демонов и зомби. Тирэнд понимала, что ей нужна помощь, поэтому она решила разбудить друидов от их тысячелетнего сна. Призвав своего возлюбленного, Малфуриона Стормрэйджа (Malfurion Stormrage), Тирэнд смогла восстановить силы защитников и отбросить назад войска Легиона. Благодаря Малфуриону, сама природа встала на защиту эльфов и сражалась с Пылающим Легионом и его союзником Плетью.
Во время поисков спящих друидов Малфурион наткнулся на старую подземную тюрьму, в которой он заточил своего брата, Иллидана. Веря в то, что Иллидан поможет им в борьбе против Легиона, Тирэнд освободила его. И он действительно помогал им в течение какого-то времени, но в конце концов сбежал от них, преследуя свои собственные интересы.
Сплотившись, ночные эльфы упорно продолжали борьбу с Пылающим Легионом. Желание Легиона завладеть Колодцем Вечности - источником силы для Мирового Древа и настоящим сердцем королевства ночных эльфов - нисколько не уменьшалось со временем. Если бы их тщательно спланированное нападение на Древо увенчалось успехом, демоны бы буквально разнесли мир в клочья.
Под влиянием Медива, Тралл и Джайна Праудмур (Jaina Proudmoore) - лидеры человеческих сил в Калимдоре - поняли, что им необходимо забыть о собственных разногласиях. Ночные эльфы, во главе с Малфурионом и Тирэнд, согласились с тем, что все расы должны объединиться, если хотят спасти Мировое Древо. Связанные единой целью, расы Азерота вместе укрепляли энергию Мирового Древа до предела. Обладая силой самих недр мира, Малфурион смог выпустить гнев Нордрассила, полностью уничтожая тем самым Архимонда и лишая Пылающий Легион доступа к силе Колодца Вечности. Решающая битва сотрясла континент Калимдора до основания. Лишенный энергии Колодца, Пылающий Легион был разбит объединенной и мощной армией смертных.
Во время нападения Легиона на Ашенваль, Иллидан был освобожден из подземной тюрьмы, в плену которой он томился около десяти тысяч лет. Хоть он и хотел помочь своим товарищам, но быстро вернулся в свое истинное обличье и воспользовался энергией мощного колдовского артефакта, известного как Череп Гул'дана (Skull of Gul'dan). Проделав это, Иллидан повысил свои демонические способности и значительно увеличил свои силы. К тому же теперь он обладал некоторыми из старых воспоминаний Гул'дана - особенно памятью о Могиле Саргераса, темнице на острове, в которой по слухам хранились останки Темного Титана Саргераса.
Оказавшись на свободе и полный силы, Иллидан отправился в путешествие, намеревался найти свое собственное место в этом огромном мире. Однако, внезапно перед Иллиданом предстал Кил'джадэн и сделал ему такое предложение, от которого тот не смог отказаться. Кил'джадэн был в ярости из-за поражения Архимонда у Горы Хиджал, но теперь он хотел большего, чем просто месть. Чувствуя, что созданный им Король Мертвых становится таким могущественным, что вскоре станет сложно им управлять, Кил'лжадэн приказал Иллидану уничтожить Нер'зула и положить конец Плети раз и навсегда. В награду за это, Иллидан получил бы невероятную власть и занял свое истинное место среди оставшихся повелителей Пылающего Легиона.
Иллидан согласился и немедленно отправился уничтожать Ледяной Трон, глыбу льда, внутри которой был заточен дух Короля Мертвых. Иллидан знал, что для того, чтобы разрушить Трон, ему понадобится мощный артефакт. Воспользовавшись знаниями, которые он получил из воспоминаний Гул'дана, Иллидан решил отыскать Могилу Саргераса и завладеть останками Темного Титана. Он потребовал от бывших Высокорожденных вернуть старые долги и призвал змееподобных Нагов из их темного подводного логова. Возглавляемые коварной ведьмой Леди Вэйши (Lady Vashj) наги помогли Иллидану добраться до Разрушенных Островов (Broken Isles), где по слухам и находилась Могила Саргераса.
Как только Иллидан отправился с нагами, на поиски могилы, его начала преследовать Стражница Мэйв Шэдоусонг (Maiev Shadowsong). Десять тысяч лет Мэйв была тюремщицей Иллидана и теперь лелеяла надежду вернуть его обратно. Однако, Иллидан перехитрил Мэйв и ее Стражей и, не смотря на все их усилия, завладел Глазом Саргераса (Eye of Sargeras). С могущественным Глазом в руках, Иллидан пришел в разрушенный город волшебников Даларан. Пополнив свою энергию магией этого города, Иллидан с помощью Глаза наслал разрушительное заклятье на Ледяную Корону - цитадель Короля Мертвых в далеком Нортренде. Король Мертвых не смог противостоять атаке Иллидана, и его защита была уничтожена. Но своей силой Иллидан чуть не разрушил своды самого мира. В последнее мгновение его брат Малфурион и Жрица Тирэнд прибыли на помощь Мэйв, и гибельное колдовство Иллидана было остановлено.
Зная, что Кил'джадэн будет не доволен тем, что он так и не смог уничтожить Ледяной Трон, Иллидан сбежал в бесплодное измерение под названием Пустошь (Outland). Этот мир – единственное, что осталось от Дренора, бывшего когда-то родиной орков. Там он хотел укрыться от гнева Кил'джадэна и спланировать свои следующие шаги. Остановив Иллидана, Малфурион и Тирэнд возвратились домой в Ашенвальский Лес охранять свой народ. Но Мэйв, однако, так просто не отступила и отправилась за Иллиданом в Пустошь, решив предать его справедливому суду.
В это время, зомби из армии Плети превратили Лордерон и Квель'Талас в ядовитые Зараженные Земли. В живых осталось лишь несколько отрядов из армии Альянса. Одну из таких групп, состоящую в основном из высших эльфов, возглавлял принц Кэль'тас (Prince Kael'thas), последний из династии Санстрайдеров (Sunstrider). Кэль, сам опытный маг, стал опасаться разгрома Альянса. Высшие эльфы сильно горевали о своей потерянной родине и решили назвать себя Кровавыми Эльфами, в честь погибших собратьев. Они сражались, старались не подпускать близко войска Плети, но сильно страдали, поскольку были лишены Солнечного Колодца, который восстанавливал их силы. Отчаявшись исцелить свой народ от свойственного ему пристрастия к волшебству, Кэль совершил невероятное: он собрал всех оставшихся Высокорожденных и присоединился к Иллидану и нагам. Он надеялся, что они смогут отыскать для себя новый источник волшебный силы. Оставшиеся руководители Альянса осудили кровавых эльфов как предателей и изгнали их навсегда.
Поскольку идти им больше было некуда, Кэль со своими кровавыми эльфами последовал за Лэди Вэйши в Пустошь, чтобы помочь им сразиться со стражницей Мэйв, которая снова поймала Иллидана. Вместе, нагам и кровавым эльфам удалось победить Мэйв и освободить Иллидана из ее плена. Расположившись в Пустошах, Иллидан собрался с силами и второй раз попытался уничтожить Короля Мертвых и крепость Ледяной Короны.
Нер'зул, Король Мертвых, знал, что у него осталось мало времени. Замурованный внутри Ледяного Трона, он подозревал, что Кил'джадэн пошлет своих слуг, чтобы уничтожить его. Заклятие Иллидана повредило Ледяной Трон и сила Короля Мертвых уменьшалась теперь с каждым днем. Потеряв надежду на спасение, он призвал своего лучшего смертного слугу: рыцаря смерти Принца Артэса.
Хотя и он становился все слабее из-за того, что Король Мертвых, терял свою силу, Артэс участвовал в гражданской войне в Лордероне. Половине постоянной армии зомби, во главе с привидением Сильванас Виндраннер, удалось совершить удачную попытку захватить власть над империей мертвых. Война охватывала все большую территорию Зараженной земли, и Артэс, вызванный Королем Мертвых, был вынужден оставить войска Плети под командованием своего соратника, Кел'тузеда.
В конце концов, Сильванас и ее мятежные зомби (известные как Отрекшиеся (Forsaken)) захватили разрушенную столицу Лордерона и разместились в ней. Создавая свой собственный оплот под разрушенным городом, Отрекшиеся поклялись разгромить армию Плети и изгнать Кел'Тузеда и его последователей с этой земли.
Ослабленный, но готовый спасти своего господина, Артэс достиг наконец Нортренда, но там его ждали только Иллидан со своими нагами и кровавые эльфы. Тогда он, вместе со своими нерубианскими союзниками, начал сражаться с Иллиданом и его войсками, чтобы пробиться к Ледяной Короне и защитить Ледяной Трон.
Даже ослабленный, Артэс в конце концов справился с Иллиданом и первым добрался до Ледяного Трона. С помощью своего рунного клинка, Фростморна (Frostmourne), он разбил ледяную тюрьму Короля Мертвых и освободил заколдованный шлем и доспехи Нер'зула. Артэс надел на свою голову шлем, обладающий невероятной силой, и стал новым Королем Мертвых. Слившись, Нер'зул и Артэс превратились в единое могущественное существо. Все произошло именно так, как Нер'зул и задумывал. Иллидан со своими отрядами был вынужден с позором отступить в Пустошь, а Артэс стал одним из самых могучих существ, когда-либо известных миру.
Сейчас Артэс, новый и бессмертный Король Мертвых, обитает в Нортренде. Ходят слухи, что он восстанавливает цитадель Ледяной Короны. Его верный помощник, Кел'Тузед, командует войсками Плети в Зараженных землях. Сильванас и её мятежным Отрекшимся принадлежат лишь Тирисфальские Поляны, небольшой кусочек земли в королевстве, опустошенном войной.
Хотя смертные расы и победили, мир вокруг них был разрушен войной. Войска Плети и Пылающего Легиона уничтожили цивилизации Лордерона и почти полностью разрушили Калимдор. Теперь надо было восстанавливать леса, забывать о старой ненависти и вновь заселять родные земли. Все расы очень сильно пострадали от войны и теперь объединились, чтобы вместе строить новую жизнь, начав с нелегкого перемирия между Альянсом и Ордой.
Возглавляемые Траллом орки основали новую родину на земле Калимдора с помощью своих товарищей тауренов. Назвав свою новую землю Даротаром (Durotar) в честь убитого отца Тралла, орки поселились на ней и решили возродить свое некогда славное общество. Теперь, когда проклятие демонов было разрушено, Орда перестала поклоняться войне и стала мирным обществом, посвятившим себя выживанию и процветанию, а не завоеваниям. Опираясь на поддержку благородных тауренов и хитрых троллей из племени Черного Копья (Darkspear tribe), Тралл со своими орками с нетерпением ждали, что на их земле начнется эра мира и покоя.
Оставшиеся силы Альянса во главе с Джайной Праудмур обосновалось на южных землях Калимдора. На восточном берегу Пыльного Болота (Dustwallow Marsh) они построили простой портовый город Терамор (Theramore). За его стенами люди и их союзники дварфы делали все, чтобы выжить на земле, которая всегда была настроена к ним враждебно. Но несмотря на то, что защитники Даротара и Терамора соблюдали перемирие друг с другом, хрупкое спокойствие было недолгим.
Мир между орками и людьми был нарушен с прибытием в Калимдор мощного флота Альянса. Сильный флот под командованием Великого Адмирала Дэлина Праудмура (Daelin Proudmoore), отца Джайны, успел покинуть Лордерон прежде, чем Артэс разрушил королевство. В течение долгих и тяжелых месяцев странствий Адмирал Праудмур искал и собирал оставшихся в живых людей Альянса.
Армада Праудмура стала серьезной угрозой спокойствию региона. Отец Джайны, прославленный герой Второй Войны, был заклятым врагом Орды и хотел уничтожить Даротар прежде, чем орки достроят крепость, которая стала бы их оплотом на земле.
Великий Адмирал вынуждал Джайну принять трудное решение: либо поддержать его в сражении против орков и предать своих новых союзников, либо бороться со своим собственным отцом, чтобы сохранить хрупкий мир, которого Альянс и Орда, наконец, достигли. После долгих размышлений Джайна выбрала последнее и помогла Тралу нанести поражение войску своего отца. К сожалению, Адмирал Прадмур погиб в сражении, и Джайна так и не успела переубедить его и доказать, что орки больше не были кровожадными монстрами. В благодарность за ее верность, орки позволили воинам Джайны благополучно вернуться домой в Терамор.